Сегодня - 15 мая, тёплый, солнечный, почти уже летний день -
самое время начать вести блог и записывать важные моменты
нашей школьной жизни, которые иногда так быстро забываются в повседневности.
Уроки немецкого языка в 27 школе Василеостровского района с углублённым изучением истории, литературы и иностранных языков мне посчастливилось вести с конца февраля 2012 года, до этого я 4 года работала и сейчас ещё работаю учителем химии в гимназии №642.
Я учу и воспитываю детей 2б, 3а, 4б, 6а и 7а классов (немецкий)
и 10а и 11а (+ домашнее обучение с 7 детьми - химия).
Со следующего года планирую работать только как учитель немецкого языка:
18 часов в 27 школе и 15-17 часов в 642.
Химию не оставляю, но мне нужен перерыв и достаточно времени для полного погружения в немецкий язык.
Очень хочу со следующего года открыть кружок немецкого языка, чтобы у детей была возможность и после уроков, например, во время продлённого дня, знакомиться с культурой и историей Германии, слушать и петь больше песен, что-то мастерить и душевно и радостно проводить свободное время.
Сегодня у меня был открытый урок, который посетила моя наставница - Иванова Джанна Феодосиевна - педагог с огромным стажем работы и неутолимой жаждой жизни и общения.
Урок проводился в 4б классе по теме "Obst und Gemüse", и было забавно, когда Даниил Сенюта оговорился в ответе на вопрос о теме урока и сказал: "Obst und gesund", хорошая оговорка, правда? Фотографии сделать я не успевала, те, что вы видите ниже -
сделаны на последующем уроке в 3а классе, но об этом позже.
Урок начался с приветствия, обсуждения числа и дня,
описания погоды с небольшим элементом диалога-расспроса.
(Работали все ребята в классе, кто-то устно, кто-то у доски).
После это последовала проверка готовности двусторонних карточек по теме
(это был третий урок по предъявлению новой лексической темы):
дети в качестве домашнего задания делают картонные или бумажные карточки
небольшого размера (предполагается наличие у учителя карточек формата А4,
аналогичных по содержанию), с одной стороны которых написано слово по-немецки, а с другой - соответствующий рисунок, если это возможно, либо - слово на русском языке.
[Самое приятное, когда дети не бояться нарисовать как-то плохо или вообще не бояться фантазировать, а удивительное, когда у них получается сделать рисунок к какому-нибудь непростому слову или глаголу.
{На будущий год планирую сделать локальную красивую
картотеку по общей лексике и глаголам}
Надо сказать, что у ребят в 3а есть уже конвертики с карточками по теме "Зима", "Зимние забавы", "Весна" и примерно 40 карточек по глаголам.
На следующей неделе можно уже сделать немного карточек по теме "Лето", которую мы будет разбирать в начале осени, а затем уже и тема "Осень".
Во время проверки готовности карточек: учитель берёт чью-то карточку и спрашивает слово, один из учеников называет его - остальные повторяют его хором с учителем и без.
Когда все слова названы, можно перейти к следующему этапу:
Карточки лежат на столах картинками вверх, учитель перечисляет около 10 слов на немецком языке - а ученики внимательно слушают и выкладывают карточки по порядку в цепочку, затем последовательность проверяется и слова проговариваются всеми учениками вслух.
При этом отчасти снимается страх и смущение произносить иностранные слова с хорошим немецким произношением.
После этого карточки убираются в конвертик и начинается небольшое закрепление слов уже без визуально опоры: работа с мячиком (у меня он красный, мягкий, приятный на ощупь, и в нём небольшая погремушка - что уже само по себе мотивирует - детям приятно получить такой мячик в руки, подержать и почувствовать его - так нам помогает тактильность).
Следующая ступень - отработка письменных навыков: дети записывают по несколько слов у доски. (Это очень любят 2-классники, но 3 и 4 классы всё ещё тоже дружелюбны к доске - и это надо использовать).
Дальше - проверка, сначала дети сами друг друга проверяют, а затем и сам учитель.
А в 3а классе мы сейчас проходим тему "TIERE". Им она очень понравилась, так как мы с ними уже пели две песни (SCHNAPPI) - про бегемота (NILPFERD) и про самого крокодильчика ШНАППИ (SCHNAPPI - EIN KLEINES KROKODIL) - два слова как минимум уже знакомы, и помимо этого многие слова оказались созвучными русским (PAPAGEI, ZEBRA, LÖWE, TIGER, WOLF), а некоторые показались детям забавными или приятными по звучанию. Возник вопрос - кто такая ЛАМА (LAMA) - придётся этим заняться на следующем уроке и рассказать немного про этих животных, а ещё можно спеть песню из ШНАППИ - EIN LAMA IN YOKOHAMA - думаю она им очень понравится.
В 3а классе дети любят работать в парах и группах - и это повышает их шансы выучить язык, потому что общение - лучшее условие для этого. И когда карточки уже сделаны и проверены, проговорены вслух - а они ещё очень любят громко произносить слова - детское качество которое так быстро и иногда бесследно пропадает ("Будьте как дети"), можно оставить их минут на 10-15 наедине друг с другом - за несколько уроков они научились совершенно самостоятельно работать с карточками - внимательно слушать и расспрашивать друг друга, подсказывать и объяснять. Я присоединяюсь то к одной группе, то к другой и поправляю произношение - на что они совершенно спокойно реагируют и тем самым улучшают его.
Недели за две-три такой работы дети сами придумали много разных способов эффективно работать с карточками и опережали многие мои предложения: так, например, они придумали способ, когда один игрок прячет карточку, пока другой/другие отвернулся/отвернулись, а затем тот, кто отворачивался должен отгадать, какую именно карточку от него только что спрятали и произнести слово по-немецки. Это приятно затягивается, когда карточек уже больше 15 и превращается в захватывающую игру, особенно если играют несколько.
А вот и сами ребята 3а : )
Хочу вам посоветовать неплохой сайт для начальной школы о животных - там есть названия многих животных и небольшое и довольно простое их описание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий